муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2025-10-29
 
 
Сегодня наблюдается значительный рост интереса к славянским традициям, фольклору и мифологии, в том числе среди молодежи. «Молодые взрослые» всё чаще демонстрируют увлеченность произведениями, которые обладают сказочной атмосферой и архетипичностью. Это не просто литературный тренд, а отражение современных запросов. Многие исследователи отмечают, что сейчас, в стремительно меняющемся мире, люди ищут новую идентичность и хотят узнать больше о своей культуре. Богатое наследие русского и славянского фольклора позволяет читателям взглянуть на привычные вещи под новым углом и открыть для себя аспекты жизни, о которых они ранее не задумывались. Кроме того, популярность темы подпитывается интересом к мистическому и усталостью от традиционного европейского канона с эльфами, гномами и драконами.
 
Современная литература чутко реагирует на запросы читателей и развивается вместе с ними. Именно поэтому фольклорные и культурные традиции нашей страны, становясь основой для множества литературных произведений, продолжают вдохновлять российских авторов, которые активно экспериментируют со смешением жанров и стилей. О таких произведениях мы и поговорим в этом обзоре.
 
В последние годы заметно возрос интерес к ретеллингам – переосмыслению известных сказок, легенд, мифов и классических произведений. Популярность таких книг легко объяснима: они предлагают читателям знакомые сюжеты в новых, неожиданных интерпретациях. Это своеобразный эксперимент над первоисточником, в котором степень близости к оригиналу определяется исключительно фантазией и смелостью автора.
 
Россия богата на авторские сказки. Молодая писательница Анна Антонова взяла за основу своих романов две сказки Александра Сергеевича Пушкина, знакомые каждому человеку в нашей стране.
 
16+
 
Антонова, А. Е. Сон Царевича : роман / Анна Антонова. – Москва : Эксмо, 2023. – 320 с. 
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеке № 6.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
«Перед ним, во мгле печальной, гроб качается хрустальный, и в хрустальном гробе том спит царевна вечным сном». 
 
Кто бы мог подумать, что классическое повествование «Сказки о мертвой царевне» Александра Сергеевича Пушкина может трансформироваться в современное психологическое исследование человеческих отношений и пределов человеческой стойкости. Автор романа «Сон Царевича» предлагает оригинальную интерпретацию известной сказки. Здесь герои меняются местами, и спасать придется не царевну, а юного царевича, который оказался в странном состоянии между сном и явью. Хотя сюжет не повторяется буквально, интересно замечать параллели и пересечения.
 
В центре сюжета – запретная любовь между учительницей и учеником. Однако автор преподносит эту тему деликатно и тонко: чувства героев передаются через ощущения и предчувствия, словно растворяясь в общей мистической атмосфере. 
 
Главная героиня со сказочным именем Василиса работает репетитором по английскому языку. Она умна, целеустремленна, но замкнута и строго следует своим правилам. Это можно понять, ведь из-за одного неприятного инцидента в прошлом ей пришлось покинуть школу и искать себе новый способ заработка. Семнадцатилетний юноша с еще более сказочным именем Елисей и так удачно подходящей для него фамилией Царевич – готовится к ЕГЭ и берет уроки английского у молодой учительницы. 
 
Несмотря на разницу в возрасте, между героями возникает влюбленность, на которую они реагируют по-разному: Елисей искренне признается в своих чувствах, Василиса же решительно отказывается от романтических отношений, которые, едва начавшись, приводят к странным и страшным событиям. Елисей исчезает, не появляется в школе, не приходит на занятия. Василиса чувствует, что с ним случилась беда, и, не понимая, что ею движет, решает во что бы то ни стало узнать правду и спасти молодого человека. Поиски исчезнувшего Царевича заводят героиню так далеко, что под угрозой оказывается ее собственная жизнь. В этот раз для спасения недостаточно одного поцелуя, а яд скрыт не в яблоке. 
 
Роман увлекает динамичным сюжетом с неожиданными поворотами и переплетением жанров: это и остросюжетная любовная история, и детектив, и психологический триллер. Автор мастерски создает ощущение постоянной неопределенности, где нет простых ответов и легких решений, а нелинейное повествование держит читателя в напряжении от первой до последней страницы.
 
16+
 
Антонова, А. Е. Омут Царевны : роман / Анна Антонова. – Москва : Эксмо, 2024. – 320 с.
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеках: ЦГБ (абонемент), № 13, 4, 5613, 141920.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
«А ткачиха с поварихой, c сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят»…
 
Второй роман Анны Антоновой – это своеобразное переосмысление «Сказки о царе Салтане» в контексте современности. Как и в случае с первой книгой, «Омут Царевны» – не дословный пересказ известного произведения Пушкина: здесь сказка также служит основой, но на этой канве создается совершенно иной узор. Во второй части среди героев книги можно увидеть и Бабариху, и ткачиху, и прекрасного Лебедя, но без чрезмерного акцента.
 
Василиса и Елисей прошли через множество испытаний, чтобы быть вместе. Но их счастье все еще слишком хрупкое, и любое неосторожное действие может его разрушить. Василису не покидают сомнения. Она убеждена, что их с Елисеем отношения обречены, и расставание ‒ лишь вопрос времени. С этими мыслями она живет в своем внутреннем аду, сотканном из множества страхов, которые кажутся незначительными, но от этого не становятся менее тревожными. Ее нежность к Елисею тоже проявляется в мелочах, именно они создают то самое счастье, которого она боится лишиться. Эти маленькие проявления чувств остаются незамеченными даже для самой Василисы, но не для Елисея. Он все видит, улыбается, глядя на нее с теплотой, и становится ясно ‒ он ее любит. Жаль только, что Василиса не может понять, насколько важное место она занимает в жизни Елисея.
 
Но проблемы не заставляют себя ждать. Молодой Царевич отправляется в армию исполнять свой долг перед родиной, оставив возлюбленную наедине с враждебным миром, где она оказывается без поддержки и защиты. Новые родственники выражают негодование и неприязнь по отношению к Царевне, а предательский тест показывает положительный результат.
 
В одно обычное воскресное утро Василиса вдруг обнаруживает себя в странной и зыбкой реальности, похожей на заколдованный омут. Кто-то втянул ее в жестокую игру, стремясь отобрать у нее и любимого человека, и ребенка. Как выбраться из этого заколдованного круга? Кому можно довериться, и стоит ли вообще кому-то верить? На пути к счастью возникают многочисленные препятствия, и прямая дорога оказывается не самой короткой. Царевне предстоит сделать непростой выбор, который определит ее судьбу.
 
Вторая книга, как и первая, – это мастерское смешение разных жанров. Автор создает продуманную до мелочей историю и умело сбивает читателя с толку, поочередно подбрасывая то одну реальность, то другую. Это заставляет его теряться вместе с главной героиней, которая отчаянно пытается разобраться, где правда, а где вымысел. В конце каждой главы курсивом идут загадочные строки от неизвестного персонажа. Эти строки стоит перечитать после финала, чтобы понять, кому они принадлежат, и увидеть героя с новой стороны.
 
Среди фантастической литературы сегодня снова в моде книги о попаданцах. Истории о том, как персонажи переносятся в другое время, долгое время считались сугубо развлекательным чтивом, их относили к так называемому «низкому жанру» с простым линейным сюжетом. Сегодня герои оказываются не просто в прошлом или будущем, а в другой реальности, где действуют свои законы. Им предстоит адаптироваться к условиям нового мира, чтобы раскрыть свой потенциал и найти путь домой.
 
16+
 
Сова, Н. Станция Лихо : роман / Надя Сова. – Москва : РОСМЭН, 2025. – 304 с. – (Ладный мир).
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеке № 6.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Одним из таких произведений можно считать роман в жанре фольклорного фэнтези от издательства «Росмэн» молодой писательницы Нади Совы
 
Никогда не спите в метро! Ведь неизвестно, кто обитает в его самых темных закоулках, что поджидает на конечной станции. И если сон – это самый простой способ перехода между мирами, то, неосмотрительно заснув в поезде метро, в итоге можно проснуться где-то не там.
 
Главная героиня книги «Станция Лихо» ‒ студентка художественного вуза Яна, личность творческая и не очень общительная, ‒ жила с бабушкой, обожала ее пирожки и свое увлечение рисованием. Но однажды по дороге в вуз Яна оставила в метро свой дипломный проект – картину «Последний знающий». Решив обратиться в бюро находок метрополитена чуть позже, девушка отправилась домой. Уснув по дороге, доехала до самого депо, а проснувшись, обнаружила, что в вагоне, как и на станции, необыкновенно тихо и пусто.
 
Как оказалось, Яна попала в другую реальность где-то на изнанке бытия, которая зовется Ладным миром. На самом деле в этом странном мире не все ладно и вообще перевернуто с ног на голову. Он похож на наш и в то же время изменен почти до неузнаваемости: вроде та же Москва, те же дома, и улицы, и ее, Янин, район на своем месте. Но дома и улицы пусты, зато везде бегают кикиморы с куриными лапками, аУки, злЫдни-перерУги и другие «всякие-разные», о которых в нашем мире говорят с уважением и опаской. В пустых домах шуршат домовые в облике пушистых черных шапок, из леса за городом наблюдает леший, пустота разговаривает несколькими голосами сразу, локации сменяют друг друга как во сне. 
 
Главный монстр здесь тоже есть. Он подмял под себя окружающее пространство, нагло воруя людские души и отравляя мир злом. Ладный мир погрузился в хаос, вынуждая людей и «всяких-разных» уничтожать друг друга. Но то, что угрожает реальности Ладного мира, угрожает и привычному, такому родному и безопасному, миру Яны. 
 
Когда-то здесь бок о бок жили люди и знАтки, владевшие искусством исцеления с помощью слов и заклинаний. Но на людей стали охотиться монстры, а знАтков, одного за другим, уничтожал палач. И теперь судьба Ладного мира в руках главной героини, ведь она попала сюда не просто так… Но можно ли выбраться отсюда и вернуться домой целой и невредимой? Можно ли остаться прежней? Ведь, чтобы во всем разобраться, попытаться спасти все сущее и выжить, Яне, ее новым друзьям и помощникам придется чем-то пожертвовать, слепо довериться неведомым силам и тем, кто, скорее всего, предаст.   
 
Книга Нади Совы предлагает уникальную возможность заглянуть за пределы привычной реальности и обнаружить моменты, когда логика дает сбой, а вместо нее начинают действовать приметы и суеверия, советы и былИчки из дневника прабабушки-знАтки. Эта «хтоническая» сказочная страшилка напоминает истории, которые рассказывают ночью у костра. Благодаря таким произведениям самые обыденные вещи становятся вдруг удивительными и загадочными, пугающими и притягательными.
 
А что, если фольклор вдруг станет частью нашей жизни? Что, если сказки, которые нам в детстве рассказывали бабушки, окажутся реальностью? Вот, например, идете вы по улице и замечаете, как в автобусе разгорается конфликт. Люди не собирались ругаться, но невидимый злЫдень-перерУг решил устроить свару и начал подстрекать людей к ссоре, словно тыкая в них палочкой. Или в офисе, за батареей, притаилась кикимора. Она шелестит там, потому что кто-то выбросил грязную тряпку или мысль нехорошую подумал, вот она и зародилась в этом укромном уголке.
 
«А что, если…» – на эту тему сегодня фантазируют авторы отечественного фэнтези, не стремясь создавать в своих произведениях идеализированные миры, оторванные от реальности. Напротив, в привычные условия они добавляют фэнтезийные элементы, магию, вымышленных существ.
 
Необычно и увлекательно развивает эту тему молодая писательница Ирина Иванова в городском фэнтези про петербургских хтОней.
 
16+
 
Иванова, И. Хтонь в пальто / Ирина Иванова. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 320 с. – (Red Violet. Больше чем магия).
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеке № 6.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Мифические хтОни, которые обитают на страницах произведений Ирины Ивановой, разительно отличаются от тех, что населяют «Станцию Лихо». Да, у них тоже есть клыки, рога и когти, но они не стремятся уничтожить мир и вообще пребывают в теплых отношениях с людьми. Свою хтоническую, звероподобную, сущность они тщательно скрывают за человеческим обликом, гуляют по городу, пьют кофе и проводят время с друзьями. А еще они открывают в Петербурге собственное агентство «Хтонь в пальто». Вы мечтаете о чаепитии в дружеской компании, но такой компании у вас нет? Расшалился ваш домовой и не дает спокойно жить? Нужна помощь с трудным подростком? А может, вы планируете жуткую вечеринку? Или хотите разобраться в себе и своих чувствах? Просто позвоните в «Хтонь в пальто»! К вам на вызов обязательно приедут сотрудники агентства, выпьют с вами чай, пообщаются по душам, кого-то припугнут, если надо, или сожрут, исключительно по желанию заказчика. Да и сожрать хтОни могут исключительно то, что мешает человеку – излишнее чувство долга, страхи и неуверенность. Эх, чего бы только не отдали психотерапевты и психологи за такие способности!
 
По сути, «Хтонь в пальто» и есть сборник терапевтических коротких историй, а сами хтОни выступают в роли необычных психологов, которые поддерживают людей и помогают справиться со своими внутренними демонами. При этом, имея сверхспособности, чудовищную суть и дикую природную мощь, они похожи на своих клиентов: так же тревожатся и копаются в себе, грустят и радуются, любят и ненавидят. Зубастые пугающие хтОни на поверку оказываются по-человечески ранимыми, с тем же набором бытовых проблем и личностных комплексов.
 
Книга Ирины Ивановой получилась очень теплой и ламповой. И не только из-за того, что герои постоянно пьют чай и кофе и проводят время в уютных кофейнях, а, скорее, из-за дружеской атмосферы и почти семейных взаимоотношений между персонажами. Каждый рассказ становится частью общей истории, подобно тому как отдельные бусины превращаются в изысканные бусы. А все вместе они заставляют задуматься о чем-то важном, хотя и кажутся забавными и легкими. Книга не даст прямых указаний и решений жизненных и психологических проблем, но поможет выбрать верное направление. А спокойное повествование, отсутствие резких сюжетных поворотов сохранит ваши нервы и обеспечит крепкий сон.
 
16+
 
Иванова, И. Хтонь в пальто. Какими мы стали / Ирина Иванова. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2024. – 288 с. – (Red Violet. Больше чем магия).
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеке № 6.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Вторая книга Ирины Ивановой продолжает радовать читателей уютным повествованием о необычных людях и хтОнях, которые ведут самую обычную, на первый взгляд, жизнь. Наступило лето, хтОни не носят пальто, но по-прежнему наслаждаются душевными беседами за чашкой кофе, дурачатся, любуются закатом и гуляют по Северной столице. Сюжеты здесь, как и в первой части, ‒ это отдельные зарисовки, которые постепенно складываются в единую картину. Но читать книгу следует именно как продолжение, чтобы не упустить важные моменты и детали, которые раскрываются только при последовательном чтении.
 
Зубастых и клыкастых, но очаровательных сотрудников агентства «Хтонь в пальто» ждут новые клиенты и новые заказы. Одни желают насладиться чашечкой чая с хтОнями и непременно увидеть их «чудовищный» облик. Другим нужен совет в любовных делах, третьи хотят испечь пирожки или послушать сказку. А кто-то переживает внутренний кризис. И тогда хтОни снова заваривают успокаивающий чай и помогают разогнать страхи и тревоги, готовые подбодрить, пошутить и поддержать в нужный момент.
 
В новых рассказах много воспоминаний, ретроспективных взглядов на прошлые версии себя. Для кого-то это возможность освободиться от гнета прошлого, сбросить оковы и двигаться вперед. Для других это своеобразное возвращение к корням, где можно найти силы и вдохновение. Как и первый роман цикла, второй затрагивает простые, но важные темы. Он напоминает о том, что ты не одинок, даже если кажется иначе. О том, что в жизни есть место для маленьких радостей и внутренней силы. О том, что обязательно найдется тот, кто полюбит тебя именно таким, с когтями, шипами и внутренним хаосом. А главное, помни: чай все на свете может сделать лучше!
 
В то же время вторые «ХтОни» ощущаются более зрелыми и сложными. Книга сохраняет уникальную непередаваемую атмосферу первой части, но при этом неуловимо отличается. В ней уже гораздо больше полутонов и нет ощущения того, что повторяются одни и те же мысли: автору действительно есть что сказать своим читателям.
 
Яркие и запоминающиеся, живые и индивидуальные персонажи тоже получают развитие. Кто-то учится защищать себя и свои границы, отфильтровывать ненужное внимание. Кто-то улучшает отношения с другими хтОнями, становясь наставником стажера. А кто-то подался в заместители и демонстрирует умение отделять работу от ребячества. В агентство приходят новые персонажи, а в кофейню, полюбившуюся хтОням, устраивается парень, способный видеть их реальные чудовищные облики. Неужели жизнь подкинула им неприятностей?
 
А еще вас ждут стильные черно-белые иллюстрации с толикой повседневного волшебства, хтонический плейлист, вдохновлявший автора Ирину Иванову: от мрачных композиций группы «Король и Шут» до мелодичных треков ХелавИсы. Процесс чтения остался таким же простым и приятным: включайте музыку и погружайтесь в книгу, перелистывая страницы. Можно делать это одновременно, а можно музыкальными треками заполнять паузы между чтением.
 
Интересно отметить, что образы и персонажи с темным и неоднозначным прошлым, такие как Баба Яга и Кощей Бессмертный, вызывают наибольший интерес у читателей. Их мрачная эстетика передается и самим произведениям. А еще в современном фэнтези все отчетливее вырисовываются новые веяния, которые уже сформировались в отдельный поджанр этнического фэнтези. Писатели все чаще обращаются к своим региональным корням и истокам, вдохновляются местными легендами и мифами, создавая калейдоскоп историй, наполненных красотой необъятных просторов нашей страны. Можно ли совместить Хтонь, персонажей славянской культуры и космогонию одного из народов России в одном произведении? Со всей уверенностью заявляем: можно! Именно такой книгой от писательницы Дарины Стрельченко мы и завершим наш обзор.
 
16+
 
Стрельченко, Д. А за околицей – тьма / Дарина Стрельченко. – Санкт-Петербург : Питер, 2024. – 448 с. – (Серия «Питер. Fantasy»).
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеке № 6.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Дарина Стрельченко родилась в Глазове, одном из пяти городов Удмуртии. Небольшая территория республики богата родниками, тихими рощами, реками, яблоневыми садами и холмами, которые словно предвосхищают Уральские горы. Однако совсем рядом раскинулись густые леса, предвестники таежных просторов. В этих темных уголках, говорят, всякое бывает…
 
В селах и городах Удмуртии сохраняется глубокая связь с природой и национальными традициями. Во многих деревнях до сих пор исполняются древние обряды, отражающие легенды и мифологию. Здесь дарят подарки домовому КоркамУрту, соблюдают ритуалы, чтобы банник МунчомУрт не утащил во тьму, а хозяин леса НюлэсмУрт не запутал дорогу к дому. Здесь знают хитрости лешего ЯгперИ, тайные места лесных свадеб и пристрастия водяного ВумУрта.
 
В этот яркий мир, полный ягодных полян, ночных обрядов, ветра под бескрайними облаками, разнотравья и древнего многоголосья удмуртского леса, и поместила своих героев Дарина Стрельченко. Бок о бок с персонажами удмуртской космогонии живут знакомые персонажи славянского фольклора: сладкоголосая птица Гамаюн, загадочные всадники День Красный и Ночь Темная, русалки, Кощей Бессмертный, у которого столько мудрости накопилось за его долгую жизнь, что не прислушаться невозможно.
 
Но главные персонажи этой завораживающей истории – две яги. Старая яга, ОбыдА, – могущественная хранительница равновесия, стражница Леса и проводница в загадочную Хтонь. Ее мудрость и сила не имеют равных, и только она способна кроить и расшивать полотно бытия. Молодая яга, ЯрИнка, – ее ученица, только начавшая постигать тайны Леса. ОбыдА – воплощение прошлого Леса, ЯрИнка – его будущее, та, что должная сменить ОбыдУ на ее посту. Но сначала ей предстоит овладеть необходимыми знаниями и постичь Равновесие. Это задача не из легких, особенно для молодой яги, которой еще не исполнилось семнадцати лет. Каждая яга должна обзавестись преемницей, ведь здесь яга – это не имя, это суть. ЯрИнка не уверена, что сможет принять наследие ОбыдЫ. Все больше погружаясь в тайны Леса и Хтони, девушка понимает, что не хочет становиться ягой, ей претит жестокость окружающего мира, не такой жизни она для себя хотела. Тем более, где-то поблизости творец зла КеремЕт уже расставил сети и готов нанести удар. Но Лес не может остаться без яги, он живой, за ним присматривать надо: где-то подлечить, где-то поворожить, где-то просто поговорить. А иначе хрупкое Равновесие нарушится и мир рухнет.
 
Несмотря на все фольклорные мотивы, это прежде всего история о людях, об их взаимоотношениях, о тех удивительных глупостях, которые мы совершаем, когда стремимся быть любимыми, но не знаем, как это выразить, ищем себя, но теряем путь. Она – о выборе. О том, что не существует верных или неверных решений, – есть только выбор и его последствия. Об ответственности, которую несешь не только за себя, но и за других. О близких, которые могут внезапно стать врагами, о доверии и хитрости, о старости и молодости, о желании жить и о принятии сложных решений. Она о том, какую высокую цену люди порой готовы заплатить, чтобы удержать то, что удержать невозможно. О том, насколько сложно сохранять баланс между долгом и привязанностью. О том, что необходимо тысячу раз подумать, прежде чем совершить необратимое. И о том, что, пока ты жив, можно исправить даже самое большое зло или, по крайней мере, попытаться это сделать.
 
«За околицей – тьма» – история, в которую хочется окунуться, чтобы укрыться от реальности среди густой травы, ароматных луговых цветов, в маленькой избушке, с прохладой ночи и теплом рассветного утра, с ароматами трав, теплой печкой, запахом перепЕчей и бочкой с огурцами. Здесь в самом воздухе чувствуется магия, а нити вышивки струятся в пальцах. 
 
Язык книги обладает магической притягательностью, увлекает и погружает в мир удмуртских сказаний и легенд. Он звучит напевно, обволакивающе, успокаивающе, музыкально и ритмично.
 
Незабываемого и волшебного вам книжного погружения!
 
Обзор подготовила Анна Юрьевна Гусева
главный библиотекарь библиотеки № 6