муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
Время не стоит на месте, вместе с ним стремительно меняемся и мы. Литературный процесс реагирует на все изменения в общественной жизни, подобно лакмусовой бумажке обнажая на страницах книг все самые злободневные проблемы, тенденции жизни разных поколений, степень их уживаемости и приятия друг друга. 
 
Еще пять лет назад в нашей стране отсутствовал такой литературный жанр, как Young Adult. Сегодня на литературной арене он представлен очень ярко именами как молодых авторов, так и классиков отечественной и зарубежной литературы.
 
Дословно Young Adult означает «молодые взрослые». Это одно из литературных направлений, рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 – 14 до 18 – 20 лет. Произведения, в которых граница между подростковой и взрослой литературой становится проницаемой. Поэтому актуальными такие произведения могут стать в возрасте, когда сам ты мало что решаешь и боишься ответственности как наказания свыше. Взросление – непростой период, полный вопросов и проблем, справиться с которыми может помочь книга. Предлагаем вашему вниманию обзор некоторых художественных произведений жанра Young Adult. 
 
Анна Гавальда «35 кило надежды»
 
«Вот что я тебе скажу, дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей, которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» 
 
«35 кило надежды» – книга, которая не займёт много времени, но, возможно, поможет и педагогу, и родителю сделать шаг к тому, чтобы маленькие взрослеющие личности, полные надежды и любви, смогли стать по-настоящему счастливыми.
 
Как часто мы переносим свои желания на детей, даже не спрашивая, чего хотят они сами? Мы строим планы и злимся, когда упрямое чадо не желает им следовать или просто не может. Мы злимся на себя и друг на друга.
 
Для 13-летнего Грегуара Дюбоска школа стала настоящим адом. Ведь в любые стандарты, в том числе образовательные, редко вписываются «золотые руки и большущее сердце». Если «голова как решето», а родители категорически отказываются принять тебя таким, какой ты есть, взросление оказывается куда более сложным. На помощь нашему герою приходит любовь и мудрость дедушки, его внимание и забота, суть которых заключается не в жалости, упреках или тотальном контроле, а в простых словах одобрения и поддержки: «Не бойся! Я рядом! Я здесь, чтобы помочь! Ничего страшного, если у тебя не получилось! Давай попробуем ещё раз». Попробовать, бесспорно, стоит, и однажды все получится. 
 
Рауэлл Рейнбоу «Фанатка»
 
«Вся суть фанфиков в том, – сказала она, – что ты способен менять чужую вселенную. Переписывать правила или переиначивать их».
 
Вот если бы в реальной жизни так! Хотя, если разобраться, кто нам мешает переиначивать собственное существование, взять и изменить мироощущение, начать с чистого листа? Верно, никто. Вопрос в другом. Готовы ли мы к этим переменам и так ли четко понимаем, чего на самом деле хотим? 
 
Героиня книги «Фанатка» – простая милая девушка Кэт с обычным для своего возраста набором проблем и переживаний. Многие читательницы, несомненно, найдут в себе много общего с ней: неуверенность в себе, неумение доверять людям… Страшась реальности, Кэт сбегает в выдуманный мир и рискует провести там всю молодость. Но стоит ли отказываться от настоящего и существует ли тот, кто способен «привязать» тебя к реальному миру, заинтересовать, удержать и показать всю прелесть существования здесь и сейчас?
 
В жизни Кэт и ее сестры-близняшки наступает непростой период. Девушки поступают в колледж, переезжают в общежитие, забирая с собой в студенческое сообщество свой выдуманный сказочный мир. Девушек ждут испытания соседями и первыми отношениями с парнями, творческий кризис, а главное – испытание сестринской любви-дружбы. 
 
И все это на фоне темы фанфикшн – неоднозначной, но, бесспорно, актуальной. Ведь, с одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы придумать уже известным персонажам новую судьбу, дать возможность истории никогда не заканчиваться. С другой – велик риск услышать обвинения в плагиате, низкопробности и никчёмности творчества. 
 
У фанфиков Кэт, между тем, большое количество читателей и поклонников, что придаёт девушке уверенности в себе. Кэт продолжает жить и писать свою историю о мальчике-волшебнике Саймоне Сноу, в котором угадывается персонаж нашумевшей книжной эпопеи. 
 
В этом эффекте узнавания, пожалуй, заключена главная художественная ценность «Фанатки», ради которой книгу стоит прочитать, узнать и, оценив ее, возможно, что-то переоценить в себе и окружающих.
 
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
 
Повесть российского писателя Павла Владимировича Санаева «Похороните меня за плинтусом» с момента выхода в свет в полном издании в 2003 году является ярчайшим образцом литературы про абьюз (токсичные отношения). Павлу Санаеву, пережившему в возрасте с четырёх до одиннадцати лет большую часть описываемых в книге событий, очень точно удалось раскрыть характеры героев: их слабости и болевые точки. 
 
Девятилетний мальчик Саша Савельев живёт у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребёнка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Ее «любовь» к внуку произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. 
 
Здесь нет никакого «конфликта отцов и детей», любимого ценителями русской литературы, потому как он предполагает противостояние мировоззренческих ценностей разных поколений. В абьюзе конфликт – это способ манипуляции тирана над своей жертвой. В центре повести Санаева «Похороните меня за плинтусом» тяжелейшая драма семьи, живущей в тисках психически нездорового человека. При этом образ главной героини повести Нины Антоновны противоречив. Отношение к ней меняется от ненависти к презрению до сочувствия, ведь судьба редко проявляла к женщине благосклонность. Однако для того, чтобы превратиться в домашнего монстра, она и сама приложила немало стараний, всегда идя на поводу худших порывов своей души. 
 
Юля Лемеш «Убить эмо»
 
Ни выдающихся литературных оборотов, ни глубокой философии в этой книге, разумеется, нет. Судя по обложке и названию произведения, только глупец будет искать подобное в данной книге. Однако ценность она все же представляет, и состоит она как раз в ее наивности и стандартности описанных ситуаций. Очень убедительный взгляд на жизнь подростка изнутри, какой она выглядит до ее переосмысления и пресловутой переоценки ценностей с высоты жизненного опыта. 
 
Ради заявленной в аннотации романтической истории современных Ромео и Джульетты читать книгу не стоит. Линия слабовата и местами надуманна. Познакомиться с книгой Юлии Лемеш стоит, прежде всего, ради правдивых эмоций, достоверных переживаний, открытых конфликтов, внутренних и внешних, которые неизбежны, если тебе пятнадцать и ты видишь мир гораздо более контрастным, чем он есть. 
 
Эмо как явление жизни остались далеко в прошлом. Однако на смену им пришли иные субкультуры, да и душа подростка осталась прежней, как и проблемы взаимоотношений с недружелюбным миром в этот крайне непростой период жизни. Ощущение трагичности мира, непреодолимости смерти и вселенская скорбь по поводу и без – всё в этой истории до боли знакомо и вовсе не смешно. Как и непридуманные переживания, реальные ситуации и поступки героев, их мысли, слова и действия, а также последствия и оценка всего произошедшего. Быть может, прочитав именно эту книгу, иной читатель по-другому взглянет на собственное мировосприятие, найдет зацепку или спасительный знак, который поможет если не разрешить конфликт, то, по крайней мере, нащупать верную тропинку выхода из тяжелой ситуации.   
 
Энн Файн «Дневник кота-убицы»
 
Не пугайтесь! Ничего кровожадного в этом произведении нет. Сей удел досточтимый автор оставил метру убойного жанра – великому Стивену Кингу.  
 
Сама же Энн Файн – британская писательница, пишущая преимущественно для детей и юношества, – посвятила свою книгу жизнеописанию обычного среднестатистического кота. Коты во всех странах одинаковые, поэтому данное произведение найдет отклик у всех без исключения читателей, хоть раз в жизни общавшихся с этими пушистыми своевольными непоседами. Особенно книга придется по вкусу тем, кто уже является счастливым хозяином (хотя насчет «хозяина» можно поспорить) кота. В ежедневных автобиографических репортажах кота Таффи с места событий читатели то и дело будут узнавать собственных питомцев-проказников, от которых можно ждать чего угодно и в самый неподходящий момент. Вдобавок у Таффи есть свое мнение по поводу всего на свете (коим он спешит поделиться с читателем), а также довольно насыщенная личная жизнь – множество друзей, активные игры, любовные увлечения и любимые рестораны, в помойках которых можно раздобыть всякие вкусности.
 
В общем, существо он довольно интересное, следить за его историей забавно и вовсе не утомительно. Такое чтение для души станет приятной альтернативой бесполезному просиживанию в соцсетях. Оно, несомненно, подарит хорошее настроение и добавит приятных впечатлений в вашу читательскую копилку.  
 
Анн-Софи Брасм «Я дышу!»
 
Увидев свет, эта книга, автором которой является 16-летняя школьница из Метца, наделала много шума сперва на родине автора, во Франции, затем по всему миру. Роман-сенсация о циничной и жестокой жажде власти, с одной стороны, и жажде свободы – с другой. К чему может привести одержимость, и откуда прорастает в душе добросердечного, умеющего любить, но чрезвычайно одинокого подростка этот зловещий корень всепоглощающей страсти? 
 
Удивительное знание, понимание и приятие всех сторон человеческой натуры, вся правда взаимоотношений между молодыми людьми, их родителями, учителями – всё в книге «Я дышу!» обнажается автором до предела и грозит обернуться взрывом. 
 
Милая французская девочка Шарлен становится заложницей своих глубоких чувств к подруге Саре. Не в силах справиться с нарастающей болью, обидой, ревностью, девушка решает свести счеты с жизнью… сначала своей. Однако попытка оборачивается неудачей, и депрессия на фоне дружеских отношений с жизнелюбивой проказницей Сарой бьет с удвоенной силой, когда подруга буквально вышвыривает тебя за пределы своих интересов. 
 
Шарлен находит единственно верный, по ее мнению, выход из зловещего круга зависимости и решает навсегда распрощаться с некогда любимой, а теперь всей душой ненавидимой Сарой.    
 
В чём причина подобных трагедий, есть ли шанс выбраться из такой ситуации и стоит ли просить кого-то о помощи? Возможно, на все эти вопросы читатель найдёт ответы в книге «Я дышу!», ведь после её прочтения его взгляд на мир и людей точно не будет прежним.
 
Дорис Лессинг «Пятый ребёнок»
 
С главными героями романа мы знакомимся на скучной вечеринке и сразу понимаем, что эти симпатичные ребята похожи на многих из нас. Дэвид и Гарриет мечтают о большом и прекрасном доме, о детях и дружной семье, где все будут заботиться друг о друге, любить, ценить, уважать и принимать другого таким, каков он есть.
 
Всё так и происходит. Большущий дом героев наполняется детским смехом, к ним на каникулы и праздники в огромных количествах съезжаются родственники, друзья и коллеги. Дети растут красивыми и умными, их в семье уже четверо, однако и это для полюбившихся нам героев – не предел…
 
Но все меняется с появлением на свет, словно из подземелья, маленького, похожего на гнома существа. Существа живого, но чужого и озлобленного. Испуг сменяется настороженностью сосуществования, ежедневным преодолением чувства отвращения и стыда. Сложно? Невероятно сложно! 
 
Однако Гарриет находит в себе силы и возможности справляться со своим пятым ребенком. Как на это реагируют муж и остальные дети, о которых мать почти забывает? Догадаться нетрудно…
 
Роман Дорис Лессинг «Пятый ребенок» крайне необходим всем без исключения настоящим и будущим родителям, детям, бабушкам и дедушкам. Эта книга – горькое лекарство, принимая которое, душа, через болезненные переживания и неприятные мысли, все-таки излечивается, становится шире, теплее и прекраснее. 
 
Валентина Осеева «Динка» и «Динка прощается с детством»
 
Повести Валентины Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством» стали любимыми у многих поколений читателей. Даже сегодня, когда нет уже той большой страны на карте, когда события, описанные в историях Валентины Осеевой, остались далеко в прошлом, простая девочка Динка читателю все равно интересна. Ее порой совсем недетские, а порой – трогательно наивные переживания хорошо знакомы каждому из нас – хоть бывшему, хоть теперешнему ребенку. 
 
Детство обыкновенной девчонки Динки совпало с годами, наступившими после первой русской революции. Динка, отчаянная, искренняя и непосредственная, попадает в необычные приключения, обретает друзей, учится расставаниям, усваивает мудрые советы, разрешает трудные жизненные вопросы.
 
Книги Осеевой не стареют. Динка, ее семья, друг Лёнька… Эти образы излучают доброту, искренность и отзывчивость, которых нам порой очень не хватает. Наверное, поэтому произведение пользуется невероятной популярностью у читателей нашей страны и сегодня. Взрослые используют это чтение как возможность переместиться во времени и окунуться с головой в теплые и приятные воспоминания о детстве. А для современных детей и подростков в ней найдётся большое количество важнейших уроков честности, справедливости и дружбы. 
 
Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
 
Рей Бредбери – классик из классиков литературы для подростков. Его книги наполнены дыханием молодости, в котором заключены и благие надежды, и предельное отчаяние, и непосредственность, с которой происходит самый важный в жизни каждого человека процесс познания себя и окружающего мира.
 
Роман-антиутопия, как и многие подобные произведения, среди которых книга Оруэлла «1984» или роман «Мы» Замятина, представляет собой творческую попытку создания модели будущего миропорядка, которая оказывается пророческой. «451 градус по Фаренгейту» описывает то, что могло бы произойти, если бы мир оказался в руках группы людей, желающих удержать свою власть любой ценой. Они навязывают обществу новые правила существования и превращают его в стадо, в беспринципных, недалеких, ничего не желающих изменить марионеток. 
 
В школах пропагандируют только физическое развитие, телевидение транслирует бесконечные сериалы и ток-шоу… (вам это ничего не напоминает?). Книги запрещены, как источник духовного развития, интеллектуального роста и, как следствие, зарождения в сознании чувства собственного достоинства, справедливости, свободы воли. 
 
Книги уничтожаются специальными бригадами пожарных. Теперь в их функции входит не ликвидация возгораний, а их создание. Пожарные жгут книги вместе с жилищами тех, у кого хранятся эти зловредные предметы. Главный герой – один из таких «пожарных» – при помощи старого профессора открывает для себя красоту литературы. Герой начинает свой поиск смысла жизни, который приводит его на путь борьбы против «системы». 
 
Прочитать этот роман необходимо каждому молодому человеку, находящемуся в поиске своего пути. Уверены, что каждый непременно найдет в этом замечательно написанном произведении ответ на самый главный вопрос в жизни: для чего человек приходит на землю и ради чего ему стоит жить? Кто он: беспринципная пустая кукла с набором физиологических функций или живой, думающий человек, имеющий цель и возможности для ее достижения? 
 
Прочтите книгу и узнайте правду о себе самом.
 
Мариам Петросян «Дом, в котором…»
 
Книга Мариам Петросян сразу после публикации в 2009 году стала настоящим литературным событием, получила несколько премий, переведена на несколько иностранных языков и вот уже десять лет не покидает списки бестселлеров. Для сотен тысяч людей «Дом» стал своеобразным паролем, по которому узнают «своих».
 
«Дом, в котором…» – история воспитанников необычной закрытой школы-интерната для детей-инвалидов, обитатели которого сторонятся внешнего мира, живут по своим собственным законам, а некоторые даже обладают сверхъестественными способностями. Кажется, чего тут необычного? На самом деле всё куда запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. Дом – это, возможно, самое необычное место на Земле. Сны, видения и причудливые ритуалы вплетены в жизнь обитателей этого магического пространства, существующего на границе реальности и… чего-то совсем иного.
 
Недосказанность, неясность и отсутствие определенности в книге и стали ее главной фишкой. Этот прием автор применяет нарочито для создания специфической атмосферы Дома, чтобы заставить читателя почувствовать себя одним из его обитателей. Возможно, именно эта особенность стала главной причиной успеха книги. Чтобы объяснить для себя всё, что не досказано автором романа, разгадать тайны Дома и секреты его обитателей, понять и прочувствовать этот удивительный мир, читатель становится одним из персонажей романа, буквально входит в Дом, осязая его, рассматривая и общаясь с героями, как с равными себе. Это свойство позволяет отнести роман Мариам Петросян к разряду литературы самого высокого уровня и назвать эту книгу по-настоящему волшебной. 
 
Разумеется, художественных произведений, которые стоит прочитать современному подростку, в сотни раз больше, и каждая из стоящих книг заслуживает подобного обзора. Среди прочих молодым читателям стоит обратить внимание на блистательного Дэниела Киза и на увлекательного Фенимора Купера, Джека Лондона, Энтони Бёрджеса, Наринэ Абгарян, Сашу Филипенко и многих-многих других. Поверьте, обращение к творчеству этих очень разных, но талантливых авторов окажется бесценным опытом для вас, за приобретение которого вы будете благодарны не раз, когда повзрослеете. 
 
Добавим, что все представленные в обзоре произведения доступны в отделе «Читальный зал» Центральной городской библиотеки. До встречи!
 
12+
 
Гавальда, А. 35 кило надежды : роман : пер. с фр. / А. Гавальда. – Москва : Флюид, 2007. – 120 с.
 
Экземпляр книги в отделе «Читальный зал» ЦГБ
 
16+
 
Рауэлл, Р. Фанатка : роман / Р. Рауэлл ; пер. с англ. Ю. Белолапотко. – Москва : Иностранка, 2016. – 540 с.
 
Экземпляр книги в отделе «Читальный зал» ЦГБ
 
16+
 
Санаев, П. В. Похороните меня за плинтусом : художественная литература / П. В. Санаев. – Москва : МК-Периодика, 2007. – 184 с. – (Современная библиотека для чтения. Проза).
 
Экземпляр книги в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, в библиотеках № 1, №2, №3, № 4, №5, №13, №20
 
16+
 
Лемеш, Ю. Убить эмо / Ю. Лемеш. – Москва : АСТ, 2009. – (Любовь).
 
Экземпляр книги в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ
 
12+
 
Файн, Э. Дневник кота-убийцы: все истории / Э. Файн ; пер. с англ. Д. Крупской ; худож. А. Юфа. – Москва : Самокат, 2018. – 350 с. : ил. – (Витамин роста).
 
Экземпляр книги в отделе «Читальный зал» ЦГБ, ЦДБ
 
16+
 
Брамс, А. С. Я дышу! : роман / А. С. Брамс ; пер. с фр. М. Н. Архангельской. – Москва : Слово, 2003. – 176 с.
 
Экземпляр книги в отделе «Читальный зал» ЦГБ
 
12+
 
Лессинг, Д. Пятый ребенок : роман / Д. Лессинг ; пер. с англ. Н. Мезина. – Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Домино, 2008. – 254 с.
 
Экземпляр книги в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, в библиотеке № 13
 
12+
 
Осеева, В. А. Динка : роман / В. А. Осеева. – Москва : Эксмо, 2008. – 639 с.
 
Экземпляр книги в ЦДБ, в библиотеках № 1, №7, №9, №10, № 16
 
12+
 
Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / В. А. Осеева. – Москва : Детская литература, 2018. – 479 с. – (Школьная библиотека).
 
Экземпляр книги в ЦДБ, в библиотеке № 10
 
12+ 
 
Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту : роман / Р. Брэдбери ; пер. с англ. Т. Шинкарь. – Москва : Эксмо, 2015. – 254 с. – (Культовая классика). 
 
Экземпляр книги в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, в библиотеках №1, №2, №3, № 4, №5, №6, №13, №14, №20
 
12+
 
Петросян, М. Дом, в котором... : роман / М. Петросян. – Москва : Гаятри, 2012. – 960 с.
 
Экземпляр книги в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, в библиотеках №1, №2, №3, № 4, №5, №6
 
 
Подготовила главный библиотекарь читального зала ЦГБ Ангарска Валентина Николаевна Кузнецова