муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

12+

2019 год объявлен Годом писателя Даниила Гранина. Год и начался с этого юбилея, ведь 1 января Даниилу Александровичу исполнилось бы 100 лет. Увы, до знаковой даты он не дожил совсем немного: умер писатель в 2017 году, в возрасте 98 лет.
 
Жизнь Даниила Гранина (1919 – 2017) охватывает без малого целый век: это несколько эпох, каждая из которых была по-своему определяющей. И каждая нашла отражение в биографии и творчестве писателя и общественного деятеля.
 
Ровесник страны, Гранин, с одной стороны, проживал и переживал все события, идя с ней в ногу, с другой – явно обгонял ее в скорости осмысления происходящего. Произведения Даниила Гранина проникнуты искренней любовью к России, ее великой истории и традициям, поднимают важные нравственные, мировоззренческие проблемы. Каждое из них – гимн Человеку, его мечтам и надеждам, его желанию сделать мир лучше. Герои книг – честные, добрые, умные люди, которые проходят через жизненные испытания с высоко поднятой головой. Гранин стал признанным классиком еще при жизни и вошел в историю как олицетворенная совесть поколения интеллигентов.
 
Ранние литературные опыты относятся ко второй половине 30-х годов. В 1937 году в журнале «Резец» были напечатаны первые рассказы Даниила Гранина  «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Но началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считал публикацию рассказа «Вариант второй» в 1949 году в журнале «Звезда».
 
Эта публикация открыла миру нового писателя – именно тогда, в 1949 году, уроженец Курской губернии Даниил Александрович Герман взял свой знаменитый псевдоним Гранин. Это произошло по просьбе журнального редактора отдела прозы, его однофамильца Юрия Германа. В рассказе определена основная тема Гранина – романтика и риск научного поиска. Он обозначил и главный в творчестве автора аспект ее рассмотрения: нравственный выбор ученого, особенно актуальный в эпоху научно-технической революции. В рассказе молодой ученый отказывается от защиты диссертации потому, что в обнаруженной им работе погибшего исследователя искомая задача решена эффективнее.
 
Высшее техническое образование определило одну из линий творчества Даниила Гранина – он писал о науке, поэтизируя ее и пытаясь понять, какое место отводится человеку в нашей стремительно меняющейся жизни. Три знаменитых романа Гранина – «Искатели» (1955), «Иду на грозу» (1962), «После свадьбы» (1958) – произвели фурор. Гранин просто и одновременно глубоко раскрыл во всех трех произведениях тему изобретательства и науки, а также борьбы между настоящими талантами, с трудом пробивающими себе путь на научной ниве, и бесталанными карьеристами. В его книгах показана молодая наука, ничего не боящаяся и в результате преодолевающая все преграды, неизбежно возникающие на пути тех, кто воюет за новое. Гранин оставался верен этой теме всю жизнь, фактически считая «наукописательство» предназначением свыше. Ученые боготворили Гранина. Ни до, ни после него так о них не писали.
 
Следующий роман, вновь заставивший говорить о писателе Гранине, о его таланте создавать прозу высокого интеллектуального уровня, – «Картина» (1980).
 
Однажды в небольшом российском городе все переворачивается с ног на голову. Рушится обычный уклад, а главный герой вдруг начинает совершать невероятные поступки, не подходящие ему ни по характеру, ни по статусу. Даниил Гранин, мастерски овладевший искусством препарирования человеческой души, помогает своему герою сделать нелегкий выбор, провоцируя его на конфликт с целым миром. На первый взгляд, эта книга о том, как возможно пройти по самому краю и не упасть в пропасть бездушия и подлости. А если вглядеться пристальнее, она – о наших корнях, идущих из детства, о ностальгии по малой родине и родному дому, о той самой «памяти сердца», предавать которую не стоит ни при каких обстоятельствах.
 
Особое место в творчестве Даниила Александровича Гранина занимает военная тема. Его по праву называли «последним писателем Великой Отечественной войны». Проза Гранина о войне многогранна. В одних случаях она имеет автобиографический подтекст («Пленные», 1964; «Дом на Фонтанке», 1967; «Наш комбат», 1968), в других – опирается на конкретную фактическую основу («Клавдия Вилор», 1975). Наиболее полно эту прозу представляют сборники «Еще заметен след» (1985) и «Блокадная книга» (1979, в соавторстве с А. Адамовичем).
 
Сам автор признавался позднее: «Для меня это тяжелая работа, я ведь не сразу согласился с Алесем (белорусский прозаик А. Адамович) на такую работу. О блокаде уже столько было показано, рассказано, написано, поэтому мне казалось, что ничего нового сказать невозможно. Но воспоминания блокадников потрясли своей правдой, высокими чувствами, поразительными деталями. Неудивительно, что у тогдашнего партийного руководства наша книга не вызвала радости – оно посчитало, что книга слишком натуралистична, откровенная, что она снижает накал подвига советских людей. А когда они узнали, что мы описываем ужасы голода, муки горожан, возмутились: зачем это нужно, зачем эти авторы покушаются на героизм, на стойкость, на значение подвига ленинградцев». Был наложен запрет на печать блокадных историй Гранина и Адамовича. Книга появилась на свет лишь в 1984 году. Искания Гранина и Адамовича стали причиной настоящего раскола общества по «блокадному лезвию».
 
«Последний роман, где есть правда о войне» – роман «Мой лейтенант» (2011). Роман Гранин посвятил своим однополчанам. Автор хотел написать про «свою нетронутую войну – про окопную войну под Ленинградом», «она была единственная война в истории Второй мировой, которая проходила два с половиной года в окопах – все 900 блокадных дней». «Мой лейтенант» – это взгляд на Великую Отечественную войну с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправлявших в пекло целые армии, а изнутри, из траншей и окопов. Наверное, поэтому роман стал победителем престижной литературной премии России «Большая книга».
 
Тяготение к документальности у писателя проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях (в том числе посвященных впечатлениям от поездок в  Германию, Англию, Австрию, Францию и другие страны): «Неожиданное утро» (1962), «Примечание к путеводителю» (1967), «Сад камней» (1972) и других. А также в произведениях в жанре «докуфикшн», который тогда еще так не назывался. Он был в советской литературе если не открыт, то развит как раз Граниным, написавшим несколько замечательных биографий удивительных людей: о самобытном русском ученом А. А. Любищеве («Эта странная жизнь», 1974), о физике И. В. Курчатове («Выбор цели», 1975), о трудной судьбе одной из участниц Великой Отечественной войны К. Д. Бурим («Клавдия Вилор», 1976) – за эту повесть Гранин был удостоен Государственной премии СССР. Но самым известным, наделавшим много шума в перестройку, остается «Зубр» (1987) – художественно-документальный роман о биологе-генетике Н. В. Тимофееве-Ресовском, а точнее, о тех репрессиях, которые довелось пережить науке генетике, прежде чем она была признана таковой.
 
Новые грани таланта писателя раскрылись в романе «Бегство в Россию» (1994), рассказывающем о жизни ученых в жанре авантюрно-детективного повествования. В 1996 году в журнале «Нева» выходит серия рассказов Гранина: «Затмение», «У окна», «Дилемма», «Пепел». В 1997 – эссе «Страх».
 
В 2000 году выходит исторический роман «Вечера с Петром Великим», по мотивам которого в 2011 году режиссером Владимиром Бортко был снят телесериал «Петр Первый. Завещание». В 2009-2010 годах Даниил Гранин выпускает книгу воспоминаний «Причуды моей памяти» и документальный роман-размышление «Все было совсем не так», написанный в виде кратких заметок, собранных на протяжении всей жизни, описывающих его детство, родных, друзей, главные события послевоенных лет и современную действительность.
 
Даниил Гранин писал на протяжении 70 лет, до последних дней. За годы жизни он создал десятки крупных и малых произведений. Он оставался творчески активным, даже перешагнув 95-летний юбилей.
 
Весной 2017 года в Москве была издана последняя книга писателя «Она и все остальное». Новый роман лишь косвенно касался военной темы, он был в первую очередь о любви – об отношениях питерского инженера и немки, изучающей наследие архитектора Шпреера, видного деятеля Третьего рейха. Критики даже успели сравнить книгу Гранина с бунинской прозой – настолько она нетипична для его творчества. История любви очень разных людей, реальные исторические факты, разработки ученых, воспоминания о войне, блокаде ловко и неразрывно переплелись в произведении в одно неразделимое целое…
 
Даниил Гранин скончался 4 июля 2017 года в Санкт-Петербурге. В 2017 году он был награжден президентом России Владимиром Путиным государственной премией «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Кроме того, он становился лауреатом государственных премий СССР и дважды – Российской Федерации, а также Президента РФ. С 2005 года носил звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга. В последний путь его провожали всей страной как Человека-Эпоху.
 
«Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из Времени, складывается из часов и минут», – писал Гранин. Свое время Даниил Александрович использовал сполна.
 
Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. А. Гранин. – Москва : Эксмо, 2014. – 640 с. – (Большая книга)
 
Экземпляр книги – в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, библиотеках  №2, №3, №6, №13.
 
Гранин, Д. А. Иду на грозу ; Клавдия Вилор / Д. А. Гранин. – Москва : Советская Россия, 1989. – 448 с. : ил. – (Тебе, юность).
 
Экземпляр книги – в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, библиотеках  №1,  №2, №3, №4, №5,  №6, №13, №14.
 
Гранин, Д. А. Картина / Д. А. Гранин. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 480 с.
 
Экземпляр книги – в библиотеках №1, №6.
 
Гранин, Д. А. Мой лейтенант / Д. А. Гранин. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 320 с.
 
Экземпляр книги – в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ, ЦДБ, библиотеках  №1,  №4, №5, №6, №13, №14, №19, №20.
 
Гранин, Д. А. Она и все остальное : роман о любви и не только / Д. А. Гранин. – Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-СПБ, 2017. – 221 с.
 
Экземпляр книги - в отделе «Читальный зал» ЦГБ, библиотеке №19. 
 
 
Обзор подготовила
ведущий библиотекарь библиотеки №1
Шишкина Наталья Владимировна